История Volvo начинается с производителя подшипников, компании SKF (Svenska Kullagerfabriken). SKF зарегистрировал название "Volvo" (что означает "я качусь") в мае 1911 г. и планировал использовать его для будущих серий шарикоподшипников. В 1915 году название Volvo было использовано для дочерней компании SKF.  

 Название «Volvo» так-же использовалось в течение короткого времени для некоторых подшипников SKF, но в дальнейшем "Volvo" осталось только названием машиностроительной компании.

 В начале прошлого века в Швеции число автомобилестроительных компаний было незначительным. Многие пытались наладить сборку автомобилей, но вскоре были вынуждены отказаться от этой деятельности. Американские автомобили, которые составляли большую часть автопарка страны, не были рассчитаны на извилистые неровные дороги Швеции и холодный климат. Подвеска в таких машинах не выдерживала, и автомобиль практически разваливался на части. 

 Как повествует книга "Volvo Cars", история Volvo начинается с июня 1924 года, когда Ассар Габриэльсон, будущий управляющий директор марки случайно встретился в кафе с бывшим сокурсником по колледжу Густавом Ларсоном, который впоследствии станет техническим директором Volvo. В тот день в кафе они недолго беседовали, и Габриэльсон предложил идею о создании предприятия по выпуску автомобилей. Густав Ларсон согласился, что им следовало бы более подробно поговорить на эту тему, но само предложение посчитал едва ли серьезным и не придал ему особого значения. Может быть, эта идея не получила бы развития, если бы они не встретились во второй раз в августе того же года.


Ассар Габриелссон и Густаф Ларсон

 Вот как описывает эту встречу Густав Ларсон, вспоминая Ассара Габриэльсона (статья была напечатана в журнале Volvo после смерти Габриэльсона в 1962 году): "Я совершенно случайно проходил мимо ресторана Sture-hof. Я увидел рекламу свежих раков, и решил зайти внутрь, где и увидел Габриэля, сидящего в одиночестве перед целой горой красных раков. Я присоединился к нему, и мы принялись за раков с большим аппетитом". 
 Итак, они сидели за одним столом. У Габриэльсона оказалась превосходная возможность заново обсудить его идею. Устная договоренность, которой они достигли в августе 1924 года, приняла вид оформленного документа 16 декабря 1925 года. 
 Этот документ провозглашал следующее: "Я, Габриэльсон, намереваясь создать предприятие по выпуску автомобилей в Швеции делаю предложение Г. Ларсону сотрудничать со мной в должности инженера". "Я, Ларсон, принимаю это предложение". Густав Ларсон должен был разработать новый автомобиль. Вознаграждение за эту работу составило бы от 5000 до 20000 шведских крон при условии, если производство выйдет на промышленный уровень – по крайней мере, 100 автомобилей в год к 1 января 1928 г. Если заданный уровень производства не будет достигнут, Ларсон согласился не претендовать ни на какую оплату. 
Чертежи шасси нового автомобиля были готовы уже за полгода до подписания этого соглашения. В результате они решили основать шведскую автомобильную компанию. Пока Густаф Ларсон нанимал молодых механиков для сборки автомобилей, Ассар Габриелссон изучал экономическую почву для осуществления их задумки. 
 Летом 1925 года Ассар Габриелссон вынужден был использовать свои собственные сбережения для финансирования пробной серии продукции, состоящей из 10 пассажирских легковых автомобилей. 
 Решение Габриелссона и Ларсона начать производство пассажирских легковых автомобилей в Швеции было чётко сформулировано и основывалось на нескольких концепциях бизнеса: 
- Производство легковых автомобилей Volvo. Volvo будет ответственна и за конструкцию машин, и за сборочные работы, а материалы и компоненты будут приобретаться у других компаний; 
- Стратегически обеспечиться основными субподрядчиками. Volvo должна найти надёжную поддержку и, если необходимо, партнёров в сфере железнодорожного транспорта; 
- Концентрация на экспорте. Продажи на экспорт начались год спустя после запуска конвейерного производства; 
- Внимание к качеству. 
 Для характеристики своего чада был необходим символ. Ими были выбраны сталь и шведская тяжёлая промышленность, с тех пор как автомобили начали производиться из шведской стали. «Символ железа» или «символ Марса», как его называли в честь римского бога войны, был размещён в центре решётки радиатора на первом пассажирском легковом автомобиле Volvo, а позже на всех грузовых автомобилях Volvo. 
 «Знак Марса» плотно прикрепили к радиатору наипростейшим методом: стальной обод был присоединён диагонально, поперёк решётки радиатора. В результате диагональная полоса стала надёжным и хорошо известным символом Volvo и её продукции, фактически одной из самых сильных торговых марок в автомобильной промышленности. 
 10 августа 1926 года прогнозы Ассара Габриелссона убедили руководство SKF пустить в оборот её бездействующие денежные средства, вложив в компанию Volvo, помимо ранее помещенных 200 000 шведских крон. В это-же время совет директоров SKF дал разрешение на использование названия Volvo для новой автомобилестроительной компании. Кроме того, SKF предоставила дополнительный кредит в размере 1 000 000 шведских крон компании Volvo, покрыв тем самым предшествующие потери Volvo, которые сопутствовали ей в первые годы существования. Завод Volvo был открыт на базе завода шарикоподшипников SKF в Хисингене (Гетеборг, Швеция).

 В 1929 году, из-за убытков, SKF планировал продать Volvo американской фирме Nash. К счастью, Габриелссон смог убедить руководство SKF оставить Volvo себе. Уже в следуюшем году Volvo получил скромную прибыль.

 К 1935 году Volvo получала прибыль в течение 5 последующих лет. SKF, получив несколько выпущенных акций, увеличила свою долю капитала до 13 000 000 шведских крон. Руководство осознавало, что пришло время зарегистрировать акции Volvo на Стокгольмской фондовой бирже, что было одобрено акционерами. Приобретение компанией SKF значительной части акций обеспечило им незамедлительное повышение в цене и получение звания «народных», существующих до сих пор. 

 Первый автомобиль серийного производства OV4 Jakob выехал с завода Хисинген в Гётеборге 14 апреля 1927. Этим событием ознаменовалось рождение новой эры шведской индустрии. Jakob был сделан на базе американской модели, где шасси спереди и сзади имели листовые рессоры. Четырёхцилиндровый мотор развивал мощность до 28 л.с. при 2 000 об/мин. Максимальная скорость движения этого автомобиля была 90 км/ч, однако крейсерской была заявлена скорость в 60 км/ч.


Первый серийный автомобиль Volvo OV4 Jakob был построен на базе американской модели

 Автомобиль был установлен на так называемые «артиллерийские колёса», которые имели спицы из натурального дерева и съёмный обод. Кузов был пятиместный, имел откидной верх и четыре двери, внутри он был отделан кожей и устанавливался на раму, сделанную из ясеня и бука. Продажная стоимость этого автомобиля с откидным верхом была 4 800 крон, а с жёсткой крышей 5 800 крон. В первый год темп производства был очень низким из-за взятых на себя фирмой Volvo очень жёстких обязательств по качеству.  
 Гораздо большим, чем предполагалось, успехом стала пользоваться модификация с жёстким верхом, поэтому план на выпуск 500 автомобилей со складывающимся верхом и 500 — с жёстким был очень быстро скорректирован. Было начато производство Volvo Special, которая получила модельное название PV4. В это же время Volvo начала выпуск грузовика Type 1. Малолитражные грузовички уже выпускались на шасси Jakob в 1927 году, сам проект уже существовал в 1926 году. Производство грузовиков пользовалось успехом. 
 В 1928 году в Финляндии, в г. Хельсинки, было открыто первое представительство Оу Volvo Auto ВА. После успешного дебюта модели PV651 в такси Volvo решила более серьёзно подойти к производству автомобилей такого предназначения.


PV651 стала первым автомобилем фирмы с шестицилиндровым двигателем

 Как часть философии безопасности и качества, которые были всегда составной торговой марки Volvo, в 1930 году были представлены гидравлические тормоза на 4 колеса. Тормоза были настолько эффективны, что предупредительные треугольники часто закреплялись на задние бампера и багажники легковых и грузовых автомобилей Volvo для предупреждения других транспортных средств от тормозного эффекта и для сохранения дистанции. 
 В этом же году Volvo купила завод, который поставлял моторы Pentaverken. Кроме этого, ранее принадлежавшие SKF помещения завода Хисинген также стали владениями Volvo. Таким образом, рабочий персонал Volvo стал исчисляться сотнями человек. 
 Международный экономический кризис привёл к снижению продаж автомобилей в Швеции. Кроме того, сильную конкуренцию создавала компания General Motors, которая имела в Стокгольме свой завод по производству Chevrolet. 90% производимых автомобилей Volvo продавалось в Швеции, и только опираясь на шведский патриотизм, удалось выстоять в этот период. 
 В том же году была выпущена новая модель для такси TR673, TR674. Тогда же впервые в истории Volvo были выплачены дивиденды соучредителям.


TR671 имела семь мест и разрабатывалась с прицелом на использование в качестве такси

 В эти годы значимой характеристикой становится шумоизоляция салона. Volvo проделала большую работу в этом плане. Карбюратор получил фильтр, и появился глушитель, причём установка того и другого была рассчитана и выполнена так, что мотор нисколько не потерял в мощности. Люксовая модель отличалась от стандарта задними фонарями и двумя звуковыми сигналами, установленными под фарами. 
 В 1933 году Густаф Д-М Эрикссон представил один автомобиль ручной сборки, который был сделан в единственном экземпляре и был назван Venus Bilo. На тот момент это был революционный автомобиль с точки зрения аэродинамики, однако, рынок был не готов оценить его преимущества, поэтому Venus Bilo не получил серийного тиражирования. Тем не менее, в будущем принципы аэродинамики кузова этого автомобиля, конечно же, получили своё полное воплощение. Для Volvo это стало своего рода уроком, показывающим, что опережать время так же бессмысленно, как и отставать.


Venus Bilo во многом слишком опережал своё время, и поэтому не пошёл в производство

 В начале 1937 года была представлена модель PV52, которая имела более полную комплектацию по сравнению с PV51. PV52 была оборудована двумя солнцезащитными козырьками, двумя очистителями лобового стекла, электрическими часами, подогревом стекла, мощным звуковым сигналом, сиденьями с откидными спинками. На все двери были установлены подлокотники. 1937 год стал рекордным: было произведено 1 804 автомобиля.


PV52 отличалась от PV51 более богатой комплектацией

 В начале 40-х годов компания разработала сравнительно недорогие модели Volvo PV36 и Volvo PV51, в Швеции ставшие «народными». Война помешала продаже этих моделей в Европе, но первые послевоенные годы мощные рекламные компании принесли фирме известность в Европе и Америке. 
 Послевоенная модель Volvo PV44 лидировала в Швеции по числу продаж до 1953 и стала основой последующих «хитов» — PV 444 и PV 544. Презентация первого массового автомобиля Volvo - PV 444 - состоялась в 1944 на знаменитой выставке Volvo в Королевском теннисном зале в Стокгольме. Также были представлены PV60 - первый автобус с дизельным двигателем и многие другие новые продукты.


Бюджетная модель Volvo PV444 имела мотор мощностью всего 40 л.с., зато была доступной и экономичной

 Начиная с 1949 года Volvo стала производить легковых автомобилей больше, чем грузовых и автобусов. В 1949 году количество произведённых автомобилей превысило 100 тыс. машин, где 20 тыс. было продано на экспорт. Компания Volvo на тот момент насчитывала в штате 6 тыс. работников, из них на заводе в Гётеборге — 900 рабочих и 500 служащих. 
 В 1953 состоялась презентация первого настоящего универсала Volvo - Duett. Хотя Duett, вероятно, больше подходил для представителей малого бизнеса, он ознаменовал начало ориентации Volvo на автомобили семейного типа. 
 В 1956 состоялся выпуск Volvo P 120 (продававшийся в скандинавских странах под названием Amazon). Этот автомобиль отличался ярко выраженными женственными очертаниями. Вскоре новинка обошла по популярности PV.


Модель Amazone, которая должна была прийти на смену PV444, проектировалась с учётом максимальной безопасности, и впервые оснащалась трёхточечными ремнями безопасности

 В 1957 руководство Volvo берёт курс на планомерное завоевание международного рынка. Вполне удовлетворительно оценивались шаги по проникновению на американский рынок. С началом производства Amazone более пристальное внимание стало уделяться вопросам безопасности. В этой связи другим стало исполнение нижней части приборной панели, разрабатывался крепёж под установку ремней безопасности на все модели. PV444 стала оснащаться тем же мотором, что и Amazone, решётка радиатора получила более тонкую отделку, и на неё устанавливалась светящаяся эмблема V. 
 С 1950 по 1957 года Volvo произвела более 4 000 такси, и, таким образом, в Швеции автомобилей такси марки Volvo было явно доминирующее количество. В 1957 году было произведено руками 13 тыс. рабочих и служащих 50 тыс. автомобилей. 
 В 1958 Гуннар Андерссон за рулем PV 544 одержал победу на чемпионате Европы по ралли. 
 В 1965 году марка Volvo выиграла чемпионат мира по ралли. 
 Volvo стала первой в мире компанией, установившей в 1959 трехточечный ремень безопасности в серийно выпускаемый автомобиль. Создатель нового ремня безопасности Нильс Болен получил множество наград, но важнее другое: этот ремень спас миллионы жизней.  
 Гамма продукции расширялась и в 1959 появился спортивный автомобиль купе Volvo P 1800. С нее началась кинематографическая карьера компании. Это была машина, которой управлял Роджер Мур в фильме «Святой». Кроме этого, Роджер Мур имел свою собственную Р1800, на которой ездил долгое время. В 1961 году на выставке в штате Калифорния эта модель получила приз как самый привлекательный автомобиль.


Красивое спорткупе Volvo 1800 не раз получало награды за дизайн

 В 1966 выпущен Volvo 144 - "самый безопасный автомобиль мира", получивший в скандинавских странах титул "Автомобиль года". Данная модель сильно отличалась с точки зрения безопасности от своих предшественников. На неё устанавливались тормозная система с двумя контурами по диагонали, дисковые передние и задние тормоза. Кузов был выполнен с расчётом зон деформации спереди и сзади, и рулевая колонка стала секционной.


При разработке Volvo 144 особое внимание инженеры уделяли безопасности

 В 1974 состоялась презентация автомобиля Volvo 240 - более современного и безопасного, чем автомобили серии 140. Он оставался в продаже до 1993 года и был выпущен в количестве 2,8 миллионов экземпляров. 
 В Голландии в 1976 выпущена Volvo 343, новая важная модель с уникальной трансмиссией, получившей название "Rem-Johan" (Belt-Johan). Сначала у автомобиля были определенные недочеты, однако со временем "детские болезни" были излечены, и модель завоевала популярность.


Компания Volvo всегда стремилась делать свои автомобили максимально безопасными. И Volvo 240 Coupe славилась именно за высокий уровень пассивной безопасности

После топливного кризиса в США Volvo разработала компактную и экономичную модель 343 DL

 Volvo - первый в мире производитель автомобилей, внедривший в 1976 каталитический нейтрализатор и лямбда-зонд. Lambda sond — кислородном датчик, который позволял сильно уменьшить содержание вредных веществ в выхлопных газах. Начиная с 1970 года Volvo серьёзно занялась проблемой снижения токсичности выхлопных газов. Важным достижением в этой области стала разработка катализатора. Его установка в канал выхлопной трубы позволяла снизить токсичность выхлопных газов на 90%. Мировая автомобильная промышленность очень быстро стала использовать это новшество в своих автомобилях. 
 В 1982 обрела всемирный успех модель Volvo 760. В это время из-за изменившихся тенденций на рынке компания переживала трудности. Вслед за Volvo 760 появились более массовые, "демократичные" модели 740, быстро завоевавшие Швецию и другие страны.


На момент своего появления модель Volvo 740 была самой безопасной в классе

 В 1985 Голландии выпущена модель Volvo 480 ES - эффектное спортивное купе, ставшее первым переднеприводным автомобилем Volvo. Вслед за ним в 1988 году появился Volvo 440, а немного позже - седан Volvo 460. 
 Появление Volvo 960 и 940 произошло в 1990. Volvo 960 имел алюминиевый шестицилиндровый двигатель, собиравшийся на новом заводе двигателей в Сковде и развивавший не менее 240 л.с. Автомобиль быстро вступил в схватку с соперниками из класса "люкс" - в первую очередь немецкими. Volvo 940, как и более ранние модели 740 и 240, стал народным автомобилем.


На автомобили 940-й серии устанавливались подушки безопасности

 В 1991 на рынок вышел автомобиль семейства Volvo - 850, который имел большой успех. Эта модель, вне всякого сомнения, была самой прогрессивной среди остальных моделей Volvo, производимых в начале 90-х годов. Представленная в этой модели система защиты от бокового удара вскоре была использована на остальных моделях. На 850-й серии были использованы подголовники новой конструкции, рулевая колонка была выполнена в более безопасном исполнении и стала регулироваться под водителя как в вертикальной плоскости, так и в горизонтальной. 
 В 1994 компанией Volvo была выпущена совершенно новая версия Volvo 960.


850 стала ещё одним шагом вперёд в области безопасности. На ней компания представила систему защиты от боковых ударов и ремни безопасности с преднатяжителями

 Заводом Volvo в Борне в 1995 были выпущены новые претенденты на успех - Volvo S40 и V40. Вместе с этой моделью было предложено новое обозначение моделей, где буква обозначала тип кузова: S — седан, V — пикап и С — купе или кабриолет, а цифры означали номер модели. Новая модель полностью отличается от своих предшественников как по дизайну, так и по устройству, и должна была прийти на смену 400-й серии.


S40 появилась в результате совместной работы с Mitsubishi и выпускалась на заводе NedCar в Голландии

 В 1996 публике представлен Volvo C70 Coupe. Это купе, вслед за которым появился Volvo C70 Cab, собирали на заводе в Уддевалла, которым Volvo владела совместно с Tom Walkinshaw Racing. 
 В 1997 Выпущен автомобиль V70 Cross Country. 
 Volvo S80, который был показан в 1998 имел мощность 272 л.с., а также надуваемый занавес IC и систему защиты от плетевого удара WHIPS - первые в мире средства безопасности такого типа и в 2000 году эта модель признана самым безопасным автомобилем мира. 
 В 1999 отделение легковых автомобилей Volvo Cars было продано Ford Motor Company. 
 В 2000 Выпущена третья модель, созданная на большой платформе - спортивный Volvo S60, 
выходит Volvo V70 2000 второго поколения, созданный на большой платформе. Одновременно появился автомобиль Volvo Cross Country. 


Премьера XC90 состоялась в Детройте в 2002

 «Вольво» завоевала репутацию производителя дорогих, престижных, надежных и безопасных машин (широко известна роль компании в разработке и внедрении современных систем безопасности, за что компания не раз удастаивалась международных премий).